<< Главная страница

Создание общественных благ

Некоторые экономисты выделяют такую функцию государства, как создание общественных благ, к которым относят образование, национальную оборону и др. При изучении роли и места государства в современных экономических системах, естественно, может возникнуть вопрос: необходимо ли государство и нельзя ли обойтись без него, опираясь только на механизм спроса и предложения? Представим себе такую гипотетическую ситуацию: государство вообще отсутствует. К каким последствиям это может привести? Каким образом в этом случае люди могли бы решать свои проблемы, в том числе и экономические? Приведем пример с пожарными. В отсутствие государства пожарные приезжали бы тушить пожар только к тем гражданам, которые в состоянии заплатить за эти действия. Но огонь это такая субстанция, для которой абсолютно безразличен уровень материального благосостояния отдельного индивида, он может набрать такую силу, что его уже невозможно будет остановить, пока не выгорит весь горючий материал. От индивидуального пожар превратится в бедствие общегосударственного масштаба, в том числе и в экономической области. Самый яркий пример - пожар в Чикаго в конце XIX в.
Предположим, что в случае существования негосударственной пожарной охраны найдутся индивиды (число их может быть весьма значительным), которые не согласятся добровольно платить взносы на содержание пожарной охраны, мотивируя это тем, что их жилища построены из абсолютно негорючих материалов. Но они будут застрахованы от последствий данного стихийного бедствия за счет тех граждан, которые вносят деньги на пожарную охрану. Таким образом, в этом и многих других случаях мы будем иметь индивидов, которые, не произведя никаких затрат, будут получать выгоды от производства определенных благ. Это связано с тем, что производители таких благ, коих немало, не в состоянии абсолютно исключить неплательщиков. Поэтому и существуют области деятельности, в которых присутствие государства обязательно.
В демократическом государстве сильно развита выборная система, когда на государственные посты, начиная с президента страны и заканчивая городским или районным главой, граждане избираются путем тайного голосования. Выбранные лица должны стоять на страже общественных интересов, хотя это и не всем удается. Данное положение оказывает довольно серьезное влияние на проведение определенной экономической политики. Дело в том, что заинтересованность выбранных лиц в своем переизбрании ограничивает горизонты их экономического видения, которые, как правило, находятся в рамках выборного срока. Кроме того, экономические результаты должны быть достигнуты в течение (а еще лучше к окончанию) срока нахождения на выборной должности, чтобы все выборщики видели и не забыли об успешной работе их представителя. Поэтому очень часто выборные представители объективно не в состоянии оценить такие экономические решения, результаты которых не достигаются до сроков выборов, в то же время относительно легко принимают такие экономические решения, отрицательные результаты от которых становятся известны после окончания срока нахождения у власти.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация